СССР - ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    

«Могут ли ваши органы охраны порядка вторгаться в личную жизнь граждан, нарушать неприкосновенность жилища, тайну переписки и т. д.?»

— В СССР обыск квартиры рассматривается как крайняя мера и применяется исключительно редко: для отыскания и изъятия предметов, сохранивших следы преступления; ценностей, добытых преступным путем; уличающих документов и т. п. Обыск проводится в связи с конкретным уголовным делом и только с санкции прокурора, получить которую по закону может только следователь. При обыске обязательно присутствуют понятые и лица, в квартире которых проводится обыск. За любое незаконное действие следователь несет ответственность.
Неприкосновенность жилища и неприкосновенность личности гарантируются Конституцией СССР. У нас никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора.
За вынесение приговора, по которому лишается свободы невиновный человек, судья может быть осужден на срок до 10 лет (статья 177 УК РСФСР). В СССР в отличие от некоторых западных стран превентивные аресты исключены. Общий принцип, на котором строится советское законодательство, предельно ясен: личная свобода гражданина может быть ограничена только тогда, когда он совершил запрещенные законом действия. Именно действия и только действия — иных поводов советский закон не знает.
А как же быть, спросит читатель, со случаями преследования и осуждения советских граждан за инакомыслие, за веру, о которых столько пишут буржуазные газеты? Нередко это просто выдумки и домыслы. Иногда речь идет об арестах, которые действительно имели место, но не за образ мыслей или религиозные убеждения, а за нарушение законов государства. И то, что среди осужденных за те или иные противозаконные действия оказывались «инакомыслящие» или верующие, имеет единственное объяснение: закон для всех один.
Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений также охраняется законом (статья 56 Конституции СССР). Советское законодательство устанавливает целый ряд норм, призванных обеспечить надежную охрану личной жизни граждан.
Уголовные кодексы союзных республик предусматривают серьезное наказание за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, тайны усыновления ребенка. Сурово карается унижение чести и достоинства личности, распространение о человеке заведомо ложных сведений. Судебное разбирательство, если оно может повлечь разглашение обстоятельств личной жизни потерпевшего или обвиняемого, ведется у нас при закрытых дверях.
Такого рода норм много, очевидно, нет необходимости перечислять их здесь полностью. Случаи, являющиеся исключением из их числа, прямо указаны в законе. Другими словами, сведения, добытые незаконным путем (подслушивание телефонных разговоров, изъятие корреспонденции и т. п.), советский суд не считает доказательствами.
Итак, перед потенциальным нарушителем упомянутых правовых норм два барьера: неотвратимость наказания и бесполезность противоправных действий.

 

Хостинг от uCoz