<                                       РАЗНОЕ

О подвиге политехников-ополченцев

Памяти бойцов 3-й Фрунзенской дивизии народного
ополчения города Ленинграда посвящается…

В 2006 году исполнилось 65 лет народному ополчению Великой Отечественной войны. В начале июля 1941 года в студгородке ЛПИ был сформирован Выборгский полк З-й Фрунзенской дивизии народного ополчения, в состав которого вошёл батальон, полностью состоящий из студентов и преподавателей нашего института. Защищать Ленинград ушли двадцати – двадцатитрехлетние ребята, наши ровесники. Уже 14 июля дивизия покинула Ленинград - вчерашним гражданским людям предстояло сразиться с вторгшимися в Карелию кадровыми воинскими формированиями немцев и финнов, чтобы не допустить полной блокады города. Дивизия прорвала оборону противника, с боями прошла по его тылам до Петрозаводска, вышла из окружения и, форсировав р.Свирь, соединилась с частями Ленинградского фронта. Большие потери были и у политехников, но, к великому сожалению, современные студенты Политеха не знают и не помнят их имён…
Поэтому и возникла у студенческого клуба «Наш Политех» идея организовать поход по местам, где приняла первые бои Фрунзенская дивизия, где навсегда остались лежать политехники.
Сначала мы предполагали осуществить эту задумку сразу же после окончания летней сессии, но, оказалось, что будущие участники похода заканчивают учиться в разное время, кто-то работает и т.д. Тогда было принято решение отправиться в поход в последнюю неделю августа, перед началом нового учебного года.

26 августа состоялся сбор участников похода. Получилась группа из 7 человек: три студентов Политеха, три студента родственного нам вуза ПИМАШа и наш руководитель - профессор Чичурин С.Л. Таким образом вечером 27 августа, несмотря на все трудности, связанные с организацией похода, мы на электричке Санкт-Петербург - Лодейное Поле выехали с Ладожского Вокзала. Через пять часов наша группа была уже в Лодейном Поле. Нам повезло и первую походную ночь пришлось провести не на пустом вокзале, а в плацкартном вагоне поезда, который на следующее утро благополучно доставил нас в г. Олонец. Мы оказались в Карелии. Здесь начиналась пешая часть путешествия. По нашим расчётам предстояло пройти около 60 километров, и вернуться мы должны были через 5-6 дней. Целью же нашего маршрута была деревенька Сяндеба, находящаяся примерно в 30 километрах от Олонца. По плану мы должны были пройти это расстояние за два дня, но если учесть тридцатикилограммовые рюкзаки за плечами задача была не такой уж простой…
Конечно, самым сложным был первый походный день. Из тихого и сонного Олонца мы вышли в 11 часов утра, к месту же нашей первой стоянки подошли лишь к пяти часам вечера. Но эти первые 17 километров стоили того, чтобы их пройти. Сосновый бор и прекрасное карельское озеро заставили нас забыть про ломоту в теле и стёртые ноги…а макароны с тушёнкой, сваренные на костре, и лесной чай с брусничным листом окончательно восстановили наши силы.

Дальнейший путь наш маленький отряд продолжил утром следующего дня. Как не хотелось покидать обжитого места, этого чувства не передать словами! Судя по карте и дорожным указателям, до Сяндебы – цели нашего небольшого путешествия, оставалось примерно 14 километров, то есть около 4 часов пешего хода. Шли мы уже естественно не по асфальту, а по обычной грунтовке: ни людей, ни машин, удивительный вид убегающей вдаль лесной дороги, сосны, сияющее солнце и множество озер, поражающих городского человека своей зеркальной гладью и неповторимой красотой. Но судьба готовила нам приятный сюрприз. Проходя очередное озеро, мы решили поближе подойти к нему и сделать несколько фотографий. Вернувшись на дорогу, вдали мы увидели едущую навстречу нам лошадиную повозку – зрелище редкое сейчас и в сельской местности. Решили подождать, пока она поравняется с нами и, конечно же, сфотографировать. Возница – Мария Тойвовна – оказалась очень приятной и доброжелательной женщиной, и к немалой нашей радости предложила немного подвезти нас.

Недолго думая, мы загрузились в телегу на колёсах от разных легковушек и тронулись дальше. Так с разговорами и песнями, ведь была у нас и гитара, мы преодолели еще 3-4 километра. У деревеньки Теньгусельга наши пути с Марией Тойвовной разошлись. Поблагодарив добрую женщину и покормив остатками батона лошадку, мы продолжили наш путь на Сяндебу. Ещё каких-то полтора часа и мы подошли к мемориалу «Алёша», находящемуся примерно в километре от Сяндебы. Бронзовый Алеша, сжимающий в своих руках автомат, гранитная глыба с потемневшей от времени надписью и еще свежие братские могилы…пару лет назад в этих местах работали поисковики. Но, как говорят местные жители, в окрестных лесах лежит еще не один наш Неизвестный Солдат.
Сфотографировавшись у мемориала, двинулись дальше, в саму деревню – там находится ещё один памятник – воинам 3-го полка Фрунзенской дивизии народного ополчения. Как гласит надпись на нем «Сотни славных защитников города Ленина остались навсегда на склонах этой высоты»…

Найти его оказалось не сложно – располагается он в центре Сяндебы, на возвышенности. Немного отдохнув у памятника, решили расположиться на берегу небольшого озера, находящегося недалеко от деревни – местные жители посоветовали остановиться там. И место на самом деле оказалось необычайно живописным: песчаный пляж, вековые сосны и поразительной чистоты озеро.
Утром следующего дня в 10.00 у мемориала решено было провести небольшой митинг. Вечером после сытного ужина наши ребята обошли сельчан и попросили по возможности прийти на это небольшое собрание. Конечно, с трудом верилось, что люди придут, но, к нашему удивлению, в назначенное время у памятника стали собираться жители Сяндебы. После вступительного слова деревенской старосты Светланы Хайруловны наш руководитель Сергей Леонидович рассказал сельчанам о цели нашего визита в Сяндебу, о Фрунзенской дивизии. Говорили и сами жители деревни. Еще живы дети той Войны, видевшие все её ужасы. Общей мыслью всего сказанного было то, что мы, жители современной России, не имеем права забывать историю тех трагических и героических дней; память о людях, отдавших свои жизни за наше будущее, должна жить в наших сердцах. В завершение митинга был зачитан список студентов-политехников, погибших в боях под Сяндебой. Почтив их память минутой молчания, мы и сельчане возложили к памятнику цветы.

Митинг закончился, но люди еще долго не расходились. Жители Сяндебы были очень рады нашему приходу. Они просили, чтобы и следующей осенью мы снова пришли к ним, и что, может быть, тогда с нашею помощью удастся отремонтировать и привести в порядок памятник ополченцам. Мы пообещали, что обязательно придём, очень надеюсь, что такой поход еще состоится. По окончании митинга наша группа двинулась в сторону населенного пункта Тулокса, неподалёку от которого располагался штаб артполка Фрунзенской дивизии. 31 августа мы благополучно возвратились домой.

Роман

* * *

В этом году исполнилось 65 лет народному ополчению Великой Отечественной войны. В начале июля 1941 г. в студгородке ЛПИ был сформирован Выборгский полк 3-й Фрунзенской дивизии народного ополчения ,в состав которого вошел батальон , полностью состоящий из студентов и преподавателей Политехнического института. В связи с этими событиями возникла идея организовать поход по местам , боев Фрунзенской дивизии. Участниками этого похода должны были стать студенты из Политехнического института и коммунисты Калининского р-на, являющиеся студентами Машиностроительного института.
За день до отъезда определилась группа в количестве 7-ми человек: проф. Чичурин С.Л., три студента из ПИМаша-все являются коммунистами, и три студента из Политеха.
27 августа наша группа тронулась в путь. Первой задачей было добраться на электричке ,а затем на подкидыше до города Олонца. Оттуда должен был начаться пеший участок пути. В электричке, разделившись на две группы, мы провели небольшую агитационную работу: раздавали листовки, рассказывали суть нашего похода.
Приехав в Олонец , нашим первым шагом стала встреча с представителем местной администрации, после чего небольшая группа отправилась в несколько школ, и там пообщалась с директорами, раздав наши листовки. Первый день выдался очень тяжёлым: ранний подъём, тяжёлый путь до первой стоянки с нелёгкой ношей.
Но уже следующим утром мы продолжили дальнейший наш путь .В этот день мы должны были пройти около14 километров и добраться до главной цели нашего пути - посёлка Сяндеба. Добравшись туда к вечеру, мы, пройдя по всем домам, провели агитационную работу и пригласили людей на намеченный на завтра утренний митинг. Население нас принимало с распростёртыми объятиями , нам предлагали даже переночевать в домах жителей, а не в палатках.
Утром 30 августа состоялся митинг .К нашему удивлению пришло довольно много людей. Они с удовольствием слушали выступление проф. Чичурина С.Л., старосты посёлка Светланы Хойруловны. Несколько жителей выступили со своим словом. Все они выражали нам радость от того , что их не забыли ,что планируется и на следующий год такой же поход и это станет постоянной традицией .И я думаю ,что так оно и будет, что мы приедем на следующий год ,поможем местным жителям с восстановлением памятников .
На этой радостной ноте мы расстались с ними. В 16:00 добрались до посёлка Тулокса, где находится станция мы отправились домой.
Можно сказать ,что первый блин комом не оказался. Продолжение у таких походах должно быть ,так как людям не нужна нынешняя власть , она о них забыла .А мы своим появлением вселили надежду в них на изменение ситуации и лучшие времена.
Тот факт, что мы не только чтим память погибших во время Великой Отечественной войны, но и разъясняем сегодняшние цели и задачи нашей партии, рассказываем о ее делах, успехах и трудностях вселяет в людей надежду на торжество справедливости. И люди надеются на нас, они верят нам и ждут от нас помощи.